Японская система развития ребенка от а до я

Содержание
  1. Японская система развития детей
  2. С чего все началось?
  3. В чем суть методики?
  4. Примеры заданий
  5. Какие качества развивают тетради
  6. Японская супер-методика по развитию детей KUMON: с чего начать и как заниматься
  7. Преимущества методики
  8. Как выбрать тетрадь Кумон
  9. Основные серии и направления
  10. Какая тетрадь подойдет ребенку
  11. Как выполнять занятия по методике Kumon
  12. Как оборудовать место для занятий
  13. С чего начать
  14. Методика раннего развития Масару Ибука
  15. Не опоздайте!
  16. Чему учить ребенка?
  17. Физическое развитие ребенка
  18. Японская строгость в воспитании ребенка
  19. Территория развития ребенка
  20. Японская система воспитания детей
  21. С 0 до 5 лет: ребенок-император
  22. Рождение детей — благословение семьи
  23. Никаких запретов
  24. С 6 до 15 лет: ребенок-слуга
  25. Роль общины в жизни детей
  26. Борьба с личными привязанностями
  27. С 15 лет: равенство
  28. Гендерное разделение
  29. Негативные стороны икудзи
  30. ✓ Отсутствие запретов расширяет границы мира малыша. 
  31. ✓ Формирование самостоятельности откладывается до 6 лет. 
  32. ✓ Принцип «быть как все» перечеркивает индивидуальность. 
  33. Японское воспитание: трудности применения методики
  34. Какие трудности могут у вас возникнуть:

Японская система развития детей

Японская система развития ребенка от а до я

Как помочь ребенку вырасти успешным

Как обеспечить успешное будущее ребенка? Над этим вопросом рано или поздно задумываются все родители. Но мало кто представляет, что конкретно нужно делать, чтобы правильно развивать ребенка. С какого возраста начинать занятия, заниматься самостоятельно или с помощью педагогов, какую методику выбрать? Эти и многие другие вопросы волнуют родителей.

Ответы на них уже найдены. Многие родители слышали об уникальной японской системе развития детей Kumon. Сегодня по ней занимаются более 4 миллионов детей (от 2 до 17 лет) в 48 странах мира.

Секрет японской методики прост. Чтобы ребенок рос успешным, нужно развивать его с самого раннего возраста, сочетая элементы традиционного воспитания и современные подходы.

Каждое занятие должно быть построено по принципу «от простого к сложному». Именно он лежит в основе обучения детей в Японии.

И результат такого подхода превосходен — японские дети быстро приобретают необходимые для учебы навыки и успешно учатся.

С чего все началось?

Первая тетрадь Kumon появилась, потому что папа хотел помочь своему сыну с математикой.

В 1954 году учитель математики Тору Кумон обнаружил двойку по арифметике в дневнике своего сына Такеши. Он придумал для мальчика простые задания, которые помещались на один тетрадный лист, и предложил решать их ежедневно.

С каждым днем он давал ему все более сложные задания. Мальчик занимался всего по 20 минут в день, но вскоре стал учиться лучше своих одноклассников, а к шестому классу уже умел решать дифференциальные уравнения. Родители одноклассников Такеши попросили Кумона позаниматься и с их детьми. Так появился первый центр Kumon. Сегодня такие школы есть по всему миру.

В чем суть методики?

Японская система развития детей сама по себе очень проста, но при этом невероятно эффективна. В ее основе лежит несколько принципов.

1. Метод «шаг за шагом». Это идеальный подход в обучении детей. Малыши сначала выполняют более простые задания, постепенно они усложняются, едва заметно для малыша. Ребенок осваивает тот или иной навык постепенно, без спешки, отрабатывая каждый этап шаг за шагом.

Занятия в тетрадях Kumon основаны на многократном выполнении однотипных заданий, которые, постепенно усложняясь, позволяют ребенку без труда освоить и закрепить приобретенные навыки. Двигаясь вперед небольшими шажками, ребенок добивается успеха.

2. Хвалите ребенка. Японцы советуют хвалить детей как можно чаще. Они уверены. что именно так формируется мотивация к учебе. Даже небольшое достижение — огромный шаг на пути к успеху.

В тетрадях Kumon даже есть специальный сертификат, который можно вручить ребенку после выполнения всех заданий. Такие маленькие награды не только повышают мотивацию ребенка, но и улучшают его самооценку.

3. Учеба — это игра. Японская методика предполагает, что все занятия в тетрадях должны быть яркими и игровыми, ведь только такие упражнения могут понравиться детям. Учиться нужно, играя, а иначе ребятам будет скучно. К тому же особенность памяти человека такова, что мы запоминаем только то, что нам интересно.

4. Позвольте ребенку быть самостоятельным. Методика Kumon рассчитана на самостоятельное освоение ребенком навыков. Все задания в тетрадях созданы таким образом, что малыш может справиться с ними сам.

Задача родителя — помогать только тогда, когда ребенок сам просит об этом. И, конечно, не стоит поправлять ребенка, переделывать за него или стараться добиться идеального результата.

Японцы уверены, что любая ошибка — это шаг к успеху.

5. Короткие занятия. Маленькие дети довольно быстро устают. Именно поэтому японская методика предполагает всего 20-минутные занятия, но ежедневно. Это оптимальное время, за которое малыш не устанет и в то же время успеет потренироваться в том или ином навыке.

6. Разные навыки. Японская методика помогает развивать самые разные навыки у детей всех возрастов. Для самых маленьких — это такие простые навыки, как умение работать с карандашом, ножницами, клеем, рисовать и раскрашивать картинки, для детей постарше — письмо, счет, самые разные математические навыки, изучение иностранного языка.

Примеры заданий

Все задания в японской системе развития детей интересные и разнообразные, повторяющихся заданий нет. Вот лишь несколько типов заданий, которые будут полезны детям.

1. Раскрась картинку. На развитие мелкой моторики, знакомство ребёнка с цветами и формирование художественного вкуса.

2. Вырежи геометрическую фигуру или предмет и расположи их на картинке. Задания такого типа научат ребенка клеить, делать аппликации и собирать пазлы, помогут запомнить геометрические фигуры и цвета, разовьют мелкую моторику руки и пространственное мышление ребенка.

3. Лабиринты. Когда ребенок проходит лабиринты, у него развивается мелкая моторика руки, логическое мышление, память, он учится проводить разные типы линий, а значит готовиться к письму.

4. Разрежь картинку по линиям. Подобные задания помогут ребенку научиться вырезать фигуры простых и сложных форм, разовьют мелкую моторику и разные виды мышления малыша.

5. Проведи линии от одной цифры до другой, соедини по точкам, напиши цифру, выбери правильную геометрическую фигуру. Такие упражнения разовьют математические способности ребенка, порядковый счёт от 1 до 30, ребенок поупражняется в написании чисел, запомнит геометрические фигуры, потренируется в письме.

Какие качества развивают тетради

Безусловно, занятия по японской методике развивают целый перечень конкретных навыков, но это не главное.

В системе Kumon обучение построена так, что вместе с ключевыми навыками ребенок тренирует внимательность, усидчивость, память, самодисциплину, привычку к самостоятельным занятиям, у него формируются уверенность в себе и своих силах. Все это качества, без которых сложно представить успешную учебу.

Источник: https://www.mann-ivanov-ferber.ru/children-books/yaponskaya-sistema-razvitiya-detej/

Японская супер-методика по развитию детей KUMON: с чего начать и как заниматься

Японская система развития ребенка от а до я

Kumon – современная японская методика развития детей, по которой сегодня обучается уже свыше четырех миллионов ребятишек в 49 странах по всему миру. На просторах интернета вы найдете тысячи восторженных откликов о развивающих тетрадях. Давайте разберемся, что они представляют. Узнаем, как выбрать подходящую тетрадь для ребенка. И рассмотрим, как правильно заниматься по данной методике.

Преимущества методики

Каждая тетрадка рассчитана на развитие конкретного навыка и для ребенка определенного возраста. Она включает занятия на несколько недель, при этом сложность задач постепенно повышается. Это повышает навыки, умственные способности и уверенность в себе.

Тетради Кумон не только развивают способности и навыки ребенка. Они делают малыша самостоятельным и дисциплинированным, сосредоточенным и усидчивым, внимательным и наблюдательным.

Занятия предлагаются в оригинальной игровой форме, поэтому они нравятся деткам. Обучение проходит легко и интересно.

С помощью этих тетрадей ребенок начнет опережать сверстников в скорости освоения и в развитии навыков.

Красочные рабочие тетради Kumon заинтересуют каждого ребенка, даже самого неусидчивого и беспокойного. Они выручат родителей, ведь теперь не нужно придумывать задания малышу. Развивающие тетради удобно брать в гости, на дачу или в поездку.

Каждая тетрадь Kumon в конце содержит сертификат. После прохождения курса обязательно подпишите сертификат и вручите малышу за успешную учебу. Это порадует ребенка, и он почувствует гордость за собственные достижения и приобретет уверенность в своих силах. Сертификаты можно повесить на стенку или складывать в специальную папку достижений.

Кстати, сегодня Кумон выпускает тетради и для взрослых. Серия “Тренируем мозг” подходит тем, кто хочет поддерживать мозг, память и внимательность в хорошей форме. Причем на занятия придется тратить только пять минут в день. Так, что наравне с малышом может заниматься мама и папа.

Как выбрать тетрадь Кумон

Тетради делятся по сериям, и каждая содержит несколько ступеней сложности с заданиями, которые подходят для того или иного возраста. Чтобы правильно подобрать обучающий материал, ориентируйтесь на возраст ребенка и выберите тот навык, который вы хотите развивать. На русском языке тетради Кумон можно купить на сайте издательства “Манн, Иванов и Фербер”.

В каждой серии материалы разделены по возрасту. Выпускают издания для малышей двух-четырех и пяти-шести лет, для школьников семи-восьми лет. Начинайте с первой тетрадки, подходящей возрастной категории ребенка, чтобы выработать нужный навык. Если вы еще никогда не учились по методике Кумон и не уверенны в умениях малыша, начинайте с самого начала, в независимости от возраста.

Каждый ребёнок индивидуален и следует подобрать ту ступень, которая ему подходит. Он должен самостоятельно справляться с заданиями, но при этом упражнения не должны казаться чересчур легкими. На сайте компании вы легко подберете тетрадь по возрасту, к каждой прочитаете описание и найдете рекомендации по проведению занятий. Помочь выбрать поможет специальная таблица.

Основные серии и направления

  • Готовимся к школе;
  • Развитие мышления и логика;
  • Счет и математика;
  • Письмо; Лабиринты;
  • Учимся вырезать;
  • Клеим и делаем поделки;
  • Рисуем и раскрашиваем;
  • Кумоны для родителей.

Какая тетрадь подойдет ребенку

Малыша в два-три года можно учить резать и клеить, делать аппликации, рисовать и раскрашивать. В возрастной категории двух-четырех лет начинают готовить руку к письму и осваивать счет. Для таких детишек подойдут “Простые лабиринты” и “Простые линии”, “Учимся считать от 1 до 30” и так далее.

Для самых маленьких предусмотрены тетради “Давай вырезать!”, “Давай клеить!”, “Давай сложим картинки!” и развивающие наклейки. Детки старше четырех лет учат алфавит и прописные буквы, рисуют и раскрашивают, решают задачки на логику и мышление. Они ищут пары, сходства и различия, проходят более сложные лабиринты и учатся считать до 150.

При подготовке к школе можно найти издания с несложными арифметическими действиями и задания, которые учат правильно определять время. Восторг у детишек вызывает “Оживи картинку!”. Здесь малыши вырезают и клеят фигурки, которые в дальнейшем двигаются. Например, белочка машет хвостом, а лев открывает пасть. Такое зрелище понравится и деткам, и взрослым.

Школьники же проходят сложные лабиринты и делают поделки, решают различные задачи, практикуют навыки в сложении и вычитании, учатся умножать и делить, знакомятся с дробями. Чтобы добиться лучшего результата и не переутомить ребенка, разработчики методики предлагают правила проведения занятий.

Как выполнять занятия по методике Kumon

Проводить занятия нужно не чаще пяти раз в неделю, выходные оставьте на совместное творчество и отдых. Если малыш ходит в детский садик или школу, всегда проверяйте уровень усталости и утомленности ребенка, насколько он внимателен и настроен на обучение.

Не заставляйте заниматься насильно либо если ребенок рассеян или устал. Иначе никакого результата не будет. В таком случае достаточно двух-трех занятий в неделю. Тогда обучение принесет удовольствие и максимальные результаты, укрепят уверенность ребенка в себя.

Определите наиболее комфортное время для малыша. Кому-то нравится заниматься в первую половину дня, кому-то – вечером. Это зависит от темперамента и особенностей развития каждого ребёнка. Когда вы определитесь с периодом, начинайте формировать привычку. Занимайтесь два-пять раз в неделю в одно и то же время, но не дольше получаса.

Самое главное в методике Кумон – регулярность и последовательность. Не пропускайте занятия, занимайтесь в одно и то же время, начинайте с подходящей для ребенка ступени и постепенно повышайте уровень. Тогда методика поможет выработать у малыша усидчивость и внимательность, развить умственные способности в разных направлениях и повысить скорость освоения навыков.

Параллельно проходите не более трех тетрадей, каждая из которых посвящена отдельному навыку. Одновременно с Kumon можно изучать и другие учебные пособия, но не совмещайте разные методики на одном занятии. Чтобы развить у ребенка самостоятельность, просите перед занятием его самого достать нужные тетради и книжки, канцелярские и творческие принадлежности.

В процессе обучения не ругайте и не кричите, если у малыша что-то не получается, когда он что-то забыл либо сделал не так. Дайте крохе подсказку и подождите, пока он сам найдет и исправит ошибку.

Хвалите и поддерживайте ребенка! Обязательно отметьте тот факт, что в следующих заданиях он уже не допустил ошибки, которые были раньше.

А чтобы малышу было комфортно заниматься и легко сконцентрироваться, правильно оборудуйте пространство для занятий.

Как оборудовать место для занятий

  • Место для обучения обязательно должно быть отделено от игрового помещения и места для приема еды. Важно, чтобы ребенок понимал, что здесь он учится, а не играет и кушает;
  • Подходящим вариантом станет компактный стол и стульчик или парта. Для самых маленьких можно использовать и стульчик для кормления, однако важно, чтобы здесь он только учился, а кушал в отдельном месте;
  • Выделите отдельную полку, шкафчик или коробку, где будут храниться тетради, книги, канцелярские принадлежности и так далее;
  • На рабочем столе должны лежать только те вещи, которые нужны для занятий. Посторонние предметы станут отвлекать внимание;
  • Над рабочим местом должно быть комфортное и достаточное освещение. Даже днем лучше зажигать настольную лампу, особенно если на улице пасмурно;
  • Следите за осанкой ребенка. Важно, чтобы с первых дней обучения он сидел правильно. Поэтому важно, чтобы высота стула и стола были комфортны для малыша.

С чего начать

Начинайте с одной тетради. Если малыш легко справляется с заданиями, включите еще одну-две тетради с другими навыками, но не более! Выполняйте упражнения последовательно и строго по порядку, чтобы правильно развить навык. А чтобы ребенок не перескакивал, не рвался вперед и не пропускал задания, используйте для обучения не всю тетрадь, а берите отдельные листы.

Если вы правильно выбрали уровень, на 20-30 минутный урок вы потратите шесть-восемь листов. На несложные упражнения в начале пособия уходит по одной-две минуты. Затем с повышением уровня на один лист уже понадобится три-четыре минуты. Если малышу требуется свыше десяти минут, лучше вернуться на ступень ниже по сложности.

Обязательно читайте, что написано в сноске “Родителям”. Если вы видите, что ребенок ошибся, не спешите говорить ему об этом. Подождите, пока он закончит страницу и спросите, замечает ли он ошибку. Когда вы вместе определите проблемное место, спросите, что нужно исправить, чтобы выполнить задание правильно.

Если ребенок никак не понимает задания, перейдите на уровень ниже. Когда вы закончите рабочую тетрадь, обязательно подпишите и вручите сертификат, а вот подарки лучше не дарить. Важно, чтобы он понимал важность процесса обучения и не учился только ради подарков. Можно наградить малыша совместной игрой или интересным отдыхом. После окончания одной тетради сразу переходите на следующую.

Для занятий подготовьте восковые и цветные карандаши, ручки и фломастеры, безопасные ножницы и клей, лучше брать клей-карандаш, так как он комфортнее и практичнее.

Кстати, для хранения канцелярских принадлежностей можно использовать специальные органайзеры, которые подвешивают на стену рядом или над рабочим столом.

Интересные идеи, как и где хранить детские игрушки, творческие и канцелярские принадлежности, вы найдете по ссылке http://vskormi.ru/general-questions/gde-khranit-detskie-igrushki/.

Источник: https://vskormi.ru/children/tetradi-kumon/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vskormi/iaponskaia-supermetodika-po-razvitiiu-detei-kumon-s-chego-nachat-i-kak-zanimatsia-5de13f138f011100ae5a0819

Методика раннего развития Масару Ибука

Японская система развития ребенка от а до я

Масару Ибука и его оригинальная система раннего физического развития популярна в Японии и далеко за ее пределами.

В середине 70-х годов XX века его брошюра с провокационным названием „После трех уже поздно” стала особого рода сенсацией в педагогических кругах всего мира, так как тезисы изложенные в ней выглядели настолько революционно и свежо. При этом автор ее совсем не педагог, и не психолог и даже не многодетный отец.

Масару – инженер и бизнесмен, но его интерес к возрастной психологии и физиологии нельзя назвать поверхностным или случайным, так как он продиктован родительской необходимостью. Единственный сын японского гения перенес тяжелую болезнь и начал заметно отставать в развитии. Вот тогда и родилась методика Масару Ибука.

Заботливый отец просто искал способы реабилитации для своего ребенка: много читал, общался с философами, педагогами-новаторами и специалистами по детской психологии. Даже будучи президентом компании Sony, он направил все свое внимание на самое главное – на будущее, на детей и создал организацию «Обучение талантов» и Ассоциацию раннего развития в Японии, которая действует и поныне.

Занятия в Ассоциации ведутся на основании оригинальных методик и приводят к ошеломляющим результатам. Дети, воспитанные по системе Масару свободно владеют иностранными языками, великолепно читают, рисуют, плавают как дельфины, сочиняют и играют симфоническую музыку. И при этом остаются шаловливыми, жизнерадостными и отлично адаптированными к социуму людьми.

Японский новатор не дает определенных рецептов по воспитанию вундеркиндов. Более того, все изложенные в его знаменитой книге принципы в настоящее время являются стандартной практикой для многих заботливых и вдумчивых родителей. Всем кого интересует раннее развитие детей, будет весьма полезно прочесть эту книгу – даже если вашему ребенку уже далеко не три года.

Не опоздайте!

Методика Масару Ибука в очередной раз нас убеждает в том, что возможности детей раннего возраста просто безграничны. По мнению автора именно ранее развитие детей позволяет заложить основы для будущих возможностей малыша. Масару Ибука не только боролся за инновации в развитии ребенка, но и благополучно вводил их в жизнь.

Методика раннего развития автора подробно описана в его книге «После трех уже поздно». Согласно которой, архиважным периодом для развития малыша считается возраст до 3 лет. Масару обращает внимание на то, что к трехлетнему возрасту клетки мозга зарождаются до 70-80% нейронных связей, т.е.

в первые шесть месяцев мозг имеет уже 50% всего своего взрослого потенциала, а к трем – практически 80%. Потребности, мышление, чувства, творчество после трех лет использует уже заложенную сформированную к этому возрасту базу. И если в этот период не создать прочную базу, все дальнейшее обучение вряд ли приведет к блестящим результатам.

Именно поэтому родители обязаны приложить все усилия, что максимально сформировать все эти основы уже до 3-х лет. Существенно повлиять на раннее развитие детей в детском саду уже поздно.
Вся методика развития детей японского автора построена на том, чтобы изменить не содержание обучающего материала, а способы обучения малыша.

Не стоит насильственно вскармливать детей фактами, цифрами. По мнению Масару, малыша просто невозможно перекормить новыми впечатлениями и сведениями: детский мозг подобен губке, быстро впитывает все знания, а когда он чувствует что «достаточно», то включается механизм «блокировки» и новая информация уже просто не воспринимается.

Естественно, разумеется, что информация и главное – форма ее подачи должна соответствовать возможностям каждого ребенка и отвечать его потребностям. Мама, которая всегда рядом с ребенком должна почувствовать время, когда следует дать малышу новый опыт.

Автор убежден, что способности и характер человека не предопределены от рождения, а поддаются формированию в определенный жизненный период. И с точки зрения детской психологии и физиологии мозга самым благодатным таким жизненным периодам и является этот возраст до 3-х лет. При этом успех развития в большей степени будет зависеть не от задатков малыша.

Масару Ибука придерживается мнения Шиничи Сузуки, который говорил: «Нет отсталых детей – всё зависит от метода обучения».

А также считает, что раннее развитие детей – это не воспитание гениев, а возможность воспитать своего малыша здоровым, смышленым, с глубоким умом и обязательно добрым.

Чему учить ребенка?

Методика Масару Ибука основана на том, что программа развития для каждого малыша выстраивается индивидуально. Но при этом следует учитывать очень точную, но немного парадоксальную мысль, что для детского пытливого ума нет четких представлений, какие мыслительные процессы являются легкими, а какие – трудными.

Методика развития детей японского новатора уверяет, что дети осваивают все самое сложное (для нас) с большой легкостью и неосознанно. Автор, отвергая стереотипы о последовательности процесса познания, утверждает о том, что ребенку все интересно и в новинку.

И очень важно предлагать малышу много сложных и разных, с точки зрения восприятия взрослого, вещей. Особенно это касается игры на музыкальных инструментах и иностранных языков. Масару Ибука также замечает, что „алгебра для малыша ничуть не сложнее арифметики”.

Важно в этом процессе, чтобы дети чувствовали любовь, уважение и поддержку своих родителей и конечно имели возможности для обучения.Он предлагает использовать такое понятие как «образ» (особый процесс мышления). С помощью него у малыша появится возможность воспринимать и распознавать информацию.

Так во время процесса познания ребенок создает моментальный образ и затем пользуется своей интуицией.

Масару Ибука заостряет внимание на том, что новый опыт вводить детям необходимо своевременно.

Малышу нужно дать определенную возможность для развития всех его потенциальных способностей. Ведь его жизнь должна быть полноценной, где будет всестороннее развитие, а не строгая узкая направленность.

Автор говорит, что хорошая музыка необходимо не только будущему талантливому музыканту, а иностранные языки -будущим профессиональным лингвистам. Малышу ни в коем случае нельзя указывать границы. Так как трехлетний ребенок может удивляться не только Микки Маусу, но и даже шедеврам искусства Леонардо да Винчи, Мане, Ренуара и так далее.

Таким образом, мы уводим детей от штампов, расширяем горизонты познания и в результате формируем потребность, определенный навык к постижению чего—то нового, который при поддержке родителей не сможет угаснуть в дальнейшем.
Методика Масару Ибука очень требовательна и придирчива к качеству дидактического материала.

По убеждению ее автора, в качестве наглядных пособий, предназначенных для развивающих занятий должны выступать совсем не игрушки, а все возможные сокровища мировой цивилизации.

Учить стоит на первоклассных образцах! Пускай ребенок уже с самого раннего возраста увидит картины великих художников и услышит наилучшие образцы музыки, запомнит и полюбит стихи гениальных поэтов.

 достаточно большое значение уделяет раннему обучению иностранным языкам и приобщению ребенка к музыкальной культуре. Наиболее талантливые ученики уже к 4 годам свободно владеют и общаются на 5-10 языках и при этом переходят от одного к другому без особых затруднений.

Никто не будет отрицать общеизвестный факт, что музыкальная гармония усваивается лучше всего в детстве. Многие идеи в области педагогики Масару перенял у уникального педагога, скрипача Шиничи Сузуки, который также пришел к идее раннего музицирования.

Ибука обнаружил, что обучение музыке в самом раннем возрасте не только „смягчает душу и улучшает характер” ребенка, но и также в результате регулярных тренировок воспитывает способность к концентрации внимания и усидчивость.

Так в конечном итоге, любому человеку легче осваивать новую работу или новые знания – в какой бы отрасли они ни лежали. Более того, Масару Ибука обнаружил связь между выработкой лидерских качеств и музыкальными студиями.

Физическое развитие ребенка

Методика Масару Ибука призывает учить детей кататься на роликовых и ледовых коньках, когда они еще делают только первые шаги и учить плавать практически с рождения. Так малыши с удовольствием и быстро смогут развить баланс и координацию движения. А, как правило, более физически развитые, ловкие дети и знания гораздо быстрее своих сверстников усваивают.

Поучительно и также и то, что Масару Ибука призывает почаще всех мам брать своих любимых крох на руки и даже в свою постель, баюкать, напевать песенки, рассказывать сказки и вообще общаться с ребенком как можно больше. Только в тесном контакте малыша и матери, по мнению автора японской методики раннего развития, и определяется фактор формирования отзывчивого человека.

Масару считает также, что у ребенка должно быть четкое расписание всех занятий и строгий режим.

Примечательно и то, что в качестве метронома, который и будет отсчитывать время, он предлагает ввести телевизор, так например, после просмотра вечерней программы новостей наступает пора готовиться ко сну, а утренняя, допустим, музыкальная программа будет, служит сигналом к тому, что необходимо идти умываться.

Японская строгость в воспитании ребенка

Всем известно, что в Стране восходящего солнце действует так называемая «японская» модель воспитания детей, где им разрешается буквально все, но до определенного момента и затем маленькие японцы встраиваются в иерархическую жесткую структуру общества. Где авторитет старших является незыблемым и непререкаемым.

Но Методика Масару Ибука да и все реальные японские методики эту модель опровергают. Кроме того такой подход к воспитанию ребенка в Японии считается глубоко ошибочным.

Так как именно в первые годы жизни малыша необходимо быть с ним ласковым, но в тоже время оставаться строгим, и по мере развития его личности „отпускать поводок” постепенно и проявлять уважение к воле ребенка.

Масару считает, что принципы невмешательства в раннем возрасте и большого давления впоследствии могут очень негативно сказаться на развитии определенных талантов и даже вызвать серьезное сопротивление.

Он также допускает физическое наказание (за это систему обучения очень часто критикуют) в отношении маленьких детей, в частности шлепанье.

Японский автор объясняет это тем, что в 2-3 года у ребенка уже развивается чувство собственного достоинства и поэтому отчитывать малыша в таком возрасте уже проблематично. Чем больше ребенка наказывают и ругают, тем более капризным и непослушным он становится.

А чтобы избежать этого порочного круга – выход только один: приучать детей к дисциплине, пока им еще нет и года. Но в любом случае физическое наказание не должно унижать личность малыша, а тем более пробуждать чувство мести. Необходимо как можно чаще хвалить ребенка, а наказывать и ругать как можно реже.

И никогда не ругать малыша при третьих лицах. Помните, что принуждение – это худший способ обучения, забота об интеллектуальном развитии вовсе не подразумевает насилие, а своеобразное пробуждение к интересу познания.

Территория развития ребенка

Методика Масару Ибука призывает всех мам принести в жертву свои карьерные амбиции ради того, чтобы быть со своим ребенком и научить его всем житейским мудростям, ведь дети очень нуждаются в заботе и любви со стороны взрослых.

В своей книге автор выделяет и определяющую роль отца в воспитании малыша и о преимуществах больших семей, где к воспитанию внуков подключены и дедушки и бабушки. Очень важны также контакты ребенка с другими детьми – это развивает общительность, интуицию, фантазию, чувство соревновательности, лидерства, а также и стимулирует ум ребенка.

Масару утверждает, что подобные контакты помогут ребенку на разных уровнях найти определенный баланс между индивидуальным и общественным, сформировать у малыша чувство ответственности и право на уважение к себе. Именно этот баланс и будет основой успешного взаимодействия с обществом.

Методика развития детей японского гения не дает готовых решений и рецептов. А просто делится своим видением на раннее обучение и развитие.

Автор рассказывает о тех результатах, которые достигают «его» дети и предлагает любящим родителям самостоятельно выбрать только те составляющие метода, которые на их усмотрения наиболее подходят именно для их малыша.

Ключевая идея всей его системы обучения состоит в том, что не генетика, а социальная среда, окружение, умелые и вдумчивые педагоги имеют преобладающее значение для развития способностей ребенка. Конечно, природные задатки тоже важны, но ведь только правильная тренировка позволит им полностью раскрыться. Только любящие и вдумчивые родители, по мнению Масару Ибука, способны воспитать человека, адаптированного к любым трудностям и который сможет самостоятельно создавать новую реальность.

Масару Ибука не изобрел, как многие другие авторы методик развития детей, новые развивающие игрушки и игры, зато дал несколько, как кажется, простых, но очень дельных советов:

1.Учите наизусть стихи. Известны случаи, когда двухлетние малыши рассказывают наизусть практически всего Чуковского, а их сверстники в это время не могли даже запомнить четверостишие про плачущую Таню.

2.Обязательно берите своего ребенка на руки. Физическое соприкосновение с родителями, общение влияет не только на развитие детского интеллекта, но и формирует восприимчивого, отзывчивого человека. Взаимодействия с родителями не может быть слишком много: новорожденного нельзя избаловать лаской или совместным сном.

3.Окружите своего ребенка настоящими шедеврами музыки и произведениями искусства.

Источник: http://vihra.ru/metodika-rannego-razvitiya-masaru-ibuka/

Японская система воспитания детей

Японская система развития ребенка от а до я

Систему воспитания детей в Японии называют общим термином «икудзи». Это целый набор педагогических методик и принципов, основанных на идее направить ребенка (дитя Солнца) по правильному жизненному пути. 

Система имеет тройственную структуру — три этапа взросления личности и, соответственно, три подхода к воспитанию. Рассмотрим каждый из них, а также в целом плюсы и минусы методики икудзи. 

С 0 до 5 лет: ребенок-император

К малышам в Японии относятся с истинным благоговением. Считается, что дитя — не просто божий дар, а воплощение Бога на земле. Сам факт наступившей беременности означает великое счастье. Традиционно японская женщина считается состоявшейся, только когда родит ребенка. Для мужчины же огромное горе не иметь наследников.

Рождение детей — благословение семьи

Беременеют японки осознанно, дети очень желанны. С появлением малыша статус семьи повышается, а жизнь молодой мамы полностью подчинена крохе. Огромное значение имеет контакт мамы с ребенком. У японцев даже нет слова «мать». Они называют маму более ёмким понятием — «амаэ», что означает привязанность, покровительство.

Мать все свое внимание и время уделяет потребностям и желаниям малыша.

ГВ продолжается столько, сколько ему будет необходимо. Даже несмотря на официальные рекомендации японских врачей кормить грудью до 8 мес. Чтобы делать домашнюю работу, мамы используют специальные слинги, которые позволяют разместить младенца на спине. 

Маленький  «император» вовлечен в дела семьи. С ним играют, гуляют, ходят в гости. Как правило, мамы не поручают детей бабушкам и не отводят в сад до 3-х лет. Соответственно, выход на работу до этого возраста также маловероятен. Отец семейства обязательно принимает участие в воспитании, но чаще по выходным. 

Никаких запретов

Несмотря на то, что дети до 5 лет не знают слов «нельзя» и «нет», капризничают они крайне редко. Зачем капризничать, если и так все позволено?

Любознательность ребенка, интерес к предметам и людям только поощряется, даже если это чужие вещи.

Никому и в голову не придет забирать из рук крохи понравившийся предмет. Наоборот, взрослые с восхищением отмечают интерес ребенка, поощряют его познавательную деятельность.

Если малыш упал, поранился, испугался, мать никогда не накажет его. Наоборот, утешит и попросит прощения, за то, что не уследила, не уберегла. В следующий раз она мягко напомнит, чем могут обернуться действия малыша, и будет внимательно следить, чтобы он  не навредил себе. 

До 5 лет дети растут в атмосфере любви. Для родителей они идеальные, самые красивые и самые умные. У них формируется устойчивое понятие своей незаменимости.

С 6 до 15 лет: ребенок-слуга

Жизнь ребенка с 6 лет кардинально меняется. Он перестает быть «божеством». Переходит в новый статус с противоречивым определением «слуга». Но не стоит буквально понимать этот термин. Речь идет всего лишь о появлении правил и ограничений — новинке в жизни ребенка, который рос во вседозволенности. 

Роль общины в жизни детей

Акценты воспитания смещаются от индивидуального к общему. Ребенок идет в школу, где ему прививают такие понятия, как социум, коллектив, ценность коммуникации.

Японских школьников учат ставить в приоритет интересы общины, даже если они идут вразрез с их личными взглядами и желаниями.

Такая модель взаимоотношений сложилась много веков назад, когда для того, чтобы не умереть с голоду, община должна слаженно и ответственно трудиться. И каждый в ней выполнял свою роль, был винтиком в общем механизме.

По данному принципу строится современное общество в Японии: высокий уровень социальной ответственности и коммуникаций, умение организовывать коллективную деятельность и добиваться результатов сообща. А социальная отчужденность воспринимается японцами как наказание. 

Также читайте: Зачем и как учить ребенка проигрывать 

Борьба с личными привязанностями

Если до 5 лет ребенок был продолжением своих родителей, то с 6 лет его учат находить свое место в детском коллективе. Групповое сознание «работает» во всех сферах: обучение, спорт, досуг. Везде ребенку объясняют правила поведения и взаимодействия с другими детьми. И он обязан следовать им, ставя успех микрогруппы выше, чем собственные достижения.

Чтобы не возникало личных привязанностей, в детском саду регулярно меняют воспитателей и детей в группах. В школе же каждый год учеников перетасовывают, чтобы сформировать новые коллективы.

Есть даже практика, когда детям дают возможность написать, с кем бы они хотели учиться в следующем году, а с кем предпочли бы не пересекаться.

Но не всегда эти пожелания учитываются, ведь цель педагогов — научить детей взаимодействовать друг с другом, невзирая на личные симпатии/антипатии.

С 15 лет: равенство

Японцы считают, что с 15 лет ребенок становится полноценным членом общества, зрелой личностью. Взаимоотношения с подростком строятся на принципах равноправия, уважения.

Он уже может принимать самостоятельные решения, ему предоставлено право выбора и возможность определять свою дальнейшую судьбу.

Родители могут мягко подсказать, но не вмешиваются в желания подростка при выборе будущей профессии, стиля жизни, внешнего вида и пр. 

При этом молодежь все так же обязана придерживаться устоев и традиций семьи, общины. 

Гендерное разделение

Парней и девушек в Японии воспитывают по-разному. Считается, что у них разные социальные роли и степень ответственности. Мальчики — продолжатели рода, защитники и добытчики. Девочки — будущие хранительницы домашнего очага. И если к детям младшего возраста гендерное разделение практически не применяется, то по мере взросления роль этого аспекта лишь возрастает.

К примеру, мальчиков больше нагружают в учебе, у них уйма дополнительных занятий. Педагоги предъявляют к ним более строгие требования, чем к девочкам. Существует разделение и в домашней работе — к примеру, японец никогда не будет возиться на кухне или убирать дом, поскольку это считается исключительно женской работой.

Негативные стороны икудзи

Сначала ребенку позволяют все, потом требуют полного послушания и следования правилам. Такой подход может негативно сказаться на ребенке, и вот почему:

✓ Отсутствие запретов расширяет границы мира малыша. 

Он волен делать все что хочет, но при этом растет в тепличных условиях, когда рядом всегда есть мама, которая выполнит любую прихоть. По отношению к другим людям (особенно посторонним) кроха может испытывать те же чувства: «все должны мне подчиняться». Но если этого не происходит, ребенок  теряется, злится, выражает протест. У него размыто понятие личностных границ. 

✓ Формирование самостоятельности откладывается до 6 лет. 

Процесс сепарирования ребенка от родителей стартует примерно с 3-х лет. В Японии же — с 6 лет, когда пора идти в школу. Причем это происходит не плавно, в естественном ритме, а резко. Малыша буквально бросают в водоворот общественной жизни, что в итоге вызывает сильный стресс. Он не понимает, почему еще вчера было всё можно, а сегодня — многое нельзя. 

Гиперопека родителей приводит к тому, что ребенка в 6 лет совершенно нельзя назвать самостоятельным. Он неспособен постоять за себя и нести ответственность за свои поступки. Да, он обязательно научится этому позже, но ценой внутреннего конфликта. 

✓ Принцип «быть как все» перечеркивает индивидуальность. 

В японских школах пресекают любые попытки учеников выделиться, выразить своё, отличное от коллективного, мнение. Считается, что подобные вольности угрожают всеобщей дисциплине. 

Некоторые дети легко принимают правила игры, но есть и те, кто болезненно реагирует на притеснение личной свободы. Общественное давление вызывает у них неврозы, стрессы. Кстати, в Японии ежегодно растет количество самоубийств среди несовершеннолетних. В 2018-м году — на 33%.

Японское воспитание: трудности применения методики

Если вас вдохновляют традиционные методы воспитания детей в Японии, то, возможно, вы захотите применить их по отношению к своему ребенку. 

Какие трудности могут у вас возникнуть:

  • Всё время, внимание, силы мамы должны быть направлены на ребенка. Вы должны стать его тенью, помощником и постоянным спутником. Если вам захочется побыть в одиночестве, малыш может сильно протестовать.

     

  • Окружающие вряд ли будут готовы считать вашего ребенка «императором», позволять ему лишнее.
  • Школьная система западных стран нацелена на развитие личности.

    Тогда как японская методика воспитания отдает приоритет развитию ребенка в процессе коллективной деятельности. Соответственно, вам может быть сложно найти подходящую школу.

  • Воплотить в жизнь практику гендерного разделения, проживая в  обществе с западными ценностями, практически нереально. 

Конечно, все перечисленные «но» решаемы, если запастись теоретической базой и адаптировать японскую методику воспитания к возможностям вашей семьи.

*****

Икудзи — несколько противоречивая система воспитания, хотя это и неудивительно. Она формировалась веками, впитывала в себя традиции предков и новшества, привнесенные каждым поколением. Некоторые ее подходы покажутся нам странными, но не стоит судить процесс, лучше оценить результат. А он, судя по трудолюбивым, дисциплинированным и талантливым японцам, весьма достойный.

Источник: https://blog.karpachoff.com/yaponskaya-sistema-vospitaniya

О беременности
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: