Язык и когнитивное развитие ребенка

Содержание
  1. 4 ЭТАПА КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЖАНА ПИАЖЕ
  2. Как Пиаже разработал теорию?
  3. 1 стадия сенсомоторного интеллекта: от рождения до 2-х лет
  4. 2 стадия дооперациональных представлений: от 2 до 7 лет
  5. 3 стадия конкретных операций: возраст от 7 до 11 лет
  6. 4 стадия формальных операций: от 12 лет и старше
  7. Важные концепции Жана Пиаже
  8. Модель
  9. Ассимиляция
  10. Приспособление
  11. Уравновешивание
  12. Когнитивное развитие ребенка (стр. 1 из 3)
  13. Стадии когнитивного развития по Пиаже
  14. Развитие ребенка
  15. Пиаже психическое развитие ребенка стадии теория
  16. Теория психического развития Ж.Пиаже: основные понятия
  17. Стадии развития интеллекта ребенка по Пиаже
  18. Сенсомоторная стадия (0-2 года)      
  19. Дооперационная стадия (2-7 лет)
  20. Стадия конкретных операций (7-11 лет)
  21. Стадия формальных операций (после 12 лет)
  22. Как детское мышление связано с речью
  23. Трудность осознания
  24. Неспособность к логике
  25. Неспособность к синтезу
  26. Синкретизм
  27. Предпричинность
  28. Узость поля наблюдения
  29. Трансдукция
  30. Нечувствительность к противоречию
  31. Интеллектуальный реализм
  32. Эгоцентризм и децентрация по Пиаже
  33. Критика основных положений теории Пиаже
  34. Когнитивное развитие. Часть 1
  35. Что такое когнитивное развитие
  36. Теория когнитивного развития по Жану Пиаже
  37. Стадии когнитивного развития по Жану Пиаже
  38. Сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет)
  39. Дооперациональная стадия (от 2 до 6 лет)

4 ЭТАПА КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЖАНА ПИАЖЕ

Язык и когнитивное развитие ребенка

Жан Пиаже считал, что дети принимают активное участие в учебном процессе, действуя, как маленькие ученые, в процессе проведения экспериментов, наблюдений и познания мира. Когда дети взаимодействуют с окружающим миром, они постоянно добавляют новые знания к существующим и адаптируют свои идеи к новой информации. 

Теория когнитивного развития психолога Жана Пиаже предполагает, что дети проходят четыре различные стадии умственного развития:

Иллюстрация Джошуа Сеонга, Verywell

Стадия 1: сенсомоторный интеллект (от рождения до 2-х лет)

Стадия 2: дооперациональные представления (от 2 до 7 лет)

Стадия 3: конкретные операции (от 7 до 11 лет)

Стадия 4: формальные операции (от 12 лет и старше)

Как Пиаже разработал теорию?

Пиаже родился в Швейцарии в конце 1800-х годов. Свой первый научный труд он опубликовал, когда ему было всего 11 лет. Его интерес в сфере интеллектуального развития детей появился, когда он работал помощником Альфреда Бине и Теодора Саймона, создателей знаменитого IQ теста.

Интерес психолога к когнитивному развитию появился, когда он наблюдал за собственным детьми. Эти наблюдения укрепили его зарождающуюся гипотезу о том, что детский разум – это не просто маленькая версия разума взрослого человека.

Пиаже одним из первых определил, что мышление детей отличается от мышления взрослых. До этого момента к детям относились как к маленьким версиям взрослых.

Жан Пиаже выдвинул теорию, что интеллект – это то, что растет и развивается поэтапно. Дети постарше не просто думают быстрее, чем дети младшего возраста. Существуют многочисленные различия между мышлением детей младшего и старшего возраста.

Основываясь на своих наблюдениях, психолог пришел к выводу, что дети не менее умны, чем взрослые, они просто мыслят по-другому.

Так просто! Об этом мог подумать только гений!

Именно так Альберт Эйнштейн назвал открытие Жана Пиаже

Когнитивное развитие включает в себя изменения в интеллектуальном процессе и способностях ребенка. Теория развития включает в себя четыре этапа:

1 стадия сенсомоторного интеллекта: от рождения до 2-х лет

Основные изменения в развитии:

– Младенец познает мир своими движениями и ощущениями

– Он узнает о мире с помощью основных действий, таких как сосание, захват, взгляд и слушание

– Младенец начинает осознавать, что объект существует, даже когда он его не видит

– Он – это отдельное существо

– Младенец понимает, что его действия влияют на то, что происходит в окружающем его мире

На этой ранней стадии когнитивного развития младенцы и малыши приобретают знания посредством сенсорного опыта и манипулирования объектами. Весь опыт ребенка на самом раннем этапе происходит через основные рефлексы, органы чувств и движения.

Именно на сенсомоторной стадии дети проходят через период роста и обучения. Взаимодействуя со своим окружением (люди, предметы, животные), они делают новые открытия о том, как устроен этот мир.

Развитие малышей происходит в течение относительно короткого периода времени и связано с их интенсивным ростом. Они учатся выполнять различные физические действия: ползание и ходьба. Учатся языку у людей, с которыми они взаимодействуют. Именно на этом этапе сенсомоторной стадии возникает ранняя репрезентативная мысль.

Психолог считал, что развитие постоянства или постоянства объектов, понимание того, что объекты продолжают существовать, даже когда их невозможно увидеть, является важным элементом на данном этапе развития.

Малыш начинает понимать, что объекты – это отдельные и отличные друг от друга сущности. Он понимает, что они могут существовать сами по себе. Поэтому малыш постепенно прикрепляет к ним имена и слова. Теперь он называет родителей “мама” и “папа”.

Иллюстрация Джошуа Сеонга, Елизаветы Созонтовой

2 стадия дооперациональных представлений: от 2 до 7 лет

Основные характеристики и изменения в развитии:

– Ребенок начинает мыслить символически и учится использовать слова и рисунки для изображения объектов

– На этом этапе он склонен быть эгоцентричным

– Перенимает мнение и поведение других людей

– Ребенок еще совершенствуются в языке, своем мышлении. Он все еще склонен думать о вещах в очень конкретных терминах

– Мышление ограничивается конкретными суждениями, простыми понятиями и представлениями из повседневной жизни

– Развитие и связанность языка

На этом этапе развития дети становятся хитрее, учатся играть в прятки и открыто выражать свое недовольство. Они учатся через игру воображения, борются с логикой и легко принимают точку зрения других людей.

Возьмем кусок глины и разделим его на две равные части. Один кусок скатаем в компактный шарик, а другой разобьем в плоский блинчик. Давайте дадим ребенку выбор между двумя одинаковыми кусочками для игры. Плоская форма будет казаться визуально больше, и с большой вероятностью, ребенок в этот период выберет именно ее.

Иллюстрация Джошуа Сеонга, Елизаветы Созонтовой

3 стадия конкретных операций: возраст от 7 до 11 лет

Основные характеристики и изменения в развитии:

– На этом этапе ребенок начинает логически мыслить о конкретных событиях.

– Он начинает понимать концепцию сохранения: количество жидкости в широкой чашке равно количеству в высоком стакане.

– Мышление становится логичным и организованным.

– Дети начинают использовать индуктивную логику.

На этом этапе развития дети могут осилить абстрактные и гипотетические понятия. Мышление становится гораздо логичнее во время мыслительного процесса. 

Дети также становятся менее эгоцентричными, начинают задумываться о том, как другие люди могут думать и чувствовать. Они начинают понимать, что их мысли уникальны, не все остальные обязательно разделяют их мнение.

Иллюстрация Джошуа Сеонга, Елизаветы Созонтовой

4 стадия формальных операций: от 12 лет и старше

Основные характеристики и изменения в развитии:

– На этом этапе подросток начинает абстрактно мыслить и рассуждать о гипотетических проблемах

– Возникает абстрактная мысль

– Подростки начинают больше думать о моральных, философских, этических, социальных и политических вопросах, которые требуют теоретического и абстрактного мышления

– Начинают использовать дедукцию и рассуждения

Заключительная стадия теории Пиаже предполагает совершенствование логики, умение использовать дедуктивное мышление и понимание абстрактных идей. Подростки уже способны видеть потенциальные решения проблем и научно мыслить об окружающем их мире.

Способность мыслить об абстрактных идеях и ситуациях является основной отличительной чертой формальной операционной стадии когнитивного развития. Способность системно планировать будущее и рассуждать о гипотетических ситуациях также является критической способностью, возникающей на этом этапе. 

С возрастом дети не просто добавляют к имеющимся знаниям больше информации. Происходит качественное изменение в мышлении детей, пока они постепенно проходят все четыре этапа когнитивного развития. Ребенок в возрасте 7 лет обладает большим объемом информации о мире, чем в 2 года. Тем самым он коренным образом меняет свое мышление.

Иллюстрация Джошуа Сеонга, Елизаветы Созонтовой

Важные концепции Жана Пиаже

Для лучшего понимания некоторых вещей, происходящих в процессе когнитивного развития, важно рассмотреть некоторые идеи и понятия, введенные Жаном Пиаже. Ниже перечислены понятия, которые влияют на то, как дети учатся и растут:

Модель

Модели – это категории знаний, которые помогают нам интерпретировать и понимать мир.

Модель включает в себя категорию знаний и процесс их получения. По мере накопления опыта эта новая информация используется для модификации, дополнения или изменения ранее существовавших моделей.

Как может измениться модель? Например, ребенок видел и трогал только маленьких собак. Теперь он уверен, что они все такого же размера и имеют четыре лапы. У ребенка уже сформирована модель об этом животном. Когда ребенок столкнется с огромной собакой, то он изменит ранее существовавшую модель восприятия.

Ассимиляция

Процесс внедрения новой информации в наши уже существующие модели называется ассимиляцией. Этот процесс субъективен, так как люди склонны модифицировать опыт и информацию, чтобы они соответствовали их прежним убеждениям. 

Видеть собаку и называть ее “собакой” – это ассимиляция животного в модель “собаки” ребенка.

Приспособление

Другая часть адаптации включает в себя изменение наших существующих моделей в свете новой информации. Это процесс, известный как приспособление. 

Приспособление предполагает изменение существующих моделей. Обычно это изменение происходит в результате получения новой информации или нового опыта. В ходе этого процесса могут также разрабатываться новые модели.

Уравновешивание

Жан Пиаже верил, что все дети пытаются достичь равновесия между ассимиляцией и приспособлением. Это достигается при помощи уравновешивания.

Важно поддерживать баланс между применением прежних знаний (ассимиляция) и изменением поведения для учета новых знаний (приспособление) в течение всех этапов когнитивного развития.

Уравновешивание помогает объяснить, как дети могут перейти от одной стадии мышления к другой.

Теория когнитивного развития Пиаже помогла расширить понимание интеллектуального роста детей. Она также подчеркнула, что дети являются не просто пассивными получателями знаний. Наоборот, дети постоянно исследуют и экспериментируют, строя свое понимание того, как устроен этот волшебный мир.

Перевод статьи: Кендра Черри

Источник: https://oknanews.info/4etapakognitivnogorazvitiazhan%D0%B0piaze/

Когнитивное развитие ребенка (стр. 1 из 3)

Язык и когнитивное развитие ребенка

В этой статье мы поговорим об интеллектуальном развитии, в частности о теории когнитивного развития Жана Пиаже, стадиях развития, которые проходит ребёнок, и их особенностях. Знание данных периодов, их характеристик и соотнесённости с возрастом поможет вам в развитии интеллекта вашего ребёнка.

Стадии когнитивного развития по Пиаже

Жан Пиаже разработал теорию когнитивного развития, по которой человек развивается, проходя несколько основных стадий.

Период сенсомоторного интеллекта (от рождения до двух лет). В этом возрасте у ребёнка развивается организация двигательного и перцептивного взаимодействия с внешним миром. На этой стадии он способен только на непосредственный контакт с предметами и ещё не может работать с символами или внутренними представлениями.

Этот период разделяется на шесть стадий:

  1. От рождения до месяца. Ребёнок практически полностью ограничен врожденными рефлексами.
  2. От одного месяца до четырёх. Изменение рефлексов и их координация на основе полученного опыта. Ребёнок приобретает свои первые навыки.
  3. От четырёх месяцев до восьми. С помощью повторения закрепляются движения, которые раньше были случайными, но теперь стали нужны и интересны ребёнку. Действия получают большую направленность на внешние объекты.
  4. От восьми месяцев до года. Появление преднамеренных действий, их координация и объединение. Например, ребёнок способен устранить препятствие, чтобы только потом сделать целевое действие.
  5. От года до полутора лет. Ребёнок варьирует действие и оценивает разницу между результатом. Проще говоря, он начинает экспериментировать и искать новые действия и средства.
  6. От полутора лет до двух. Ребёнок учится находить новые действия и средства не только с помощью экспериментирования, но и с помощью мыслительных операций. То есть он всё чаще не совершает действие, а представляет его.

Период дооперациональных представлений (от двух до семи лет). Это переход от сенсомоторных функций к работе с представлениями. Ребёнок отличает обозначение от обозначаемого и может это использовать.

В этом возрасте у детей развит эгоцентризм. Они не могут взглянуть на свою точку зрения со стороны, не стремятся обосновывать свои суждения, искать противоречия и устранять их. Дети этого возраста не склонны к рефлексии и не думают о своих мыслях.

Также детям этого возраста свойственна центрация, то есть сосредоточение на каком-то одном, самом заметном, признаке предмета и игнорирование остальных.

Период конкретных операций (от семи до одиннадцати лет). Ребёнок уже умеет совершать некоторые действия с представлениями, но только в этом возрасте он начинает их объединять, координировать между собой, образовывать системы. Это новый уровень, открывающий больше возможностей, чем простое ассоциативное связывание.

В этом возрасте ребёнок учится группировать и классифицировать предметы по нескольким признакам.

Период формальных операций (от одиннадцати до пятнадцати лет). Основная особенность этого возраста в том, что ребёнок учится мыслить гипотетически, он начинает воспринимать окружающую действительность как частный случай из того, что могло бы быть.

Ребёнок начинает мыслить гипотетико-дедуктивно. Иными словами, он выдвигает ряд гипотез, проверяет их и на основе полученной обратной связи делает выводы о действительном положении вещей.

В отличие от детей помладше, ребёнок периода формальных операций способен на систематический перебор комбинаций (младшие дети ограничиваются несколькими комбинациями).

Одарённые дети могут достигнуть периода формальных операций раньше.

Развитие ребенка

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Многие дети испытывают разочарование от процесса обучения, считая его слишком сложным занятием, и все только потому, что, по сути, не владеют должными когнитивными навыками, необходимыми для обработки информации. Т. е.

теми специфическими базовыми навыками, которые обеспечивают успешное обучение. Дополнительная нагрузка в школе, домашняя работа или особое внимание к отсутствию этих навыков усугубляют их разочарование и еще больше усиливают проблемы c чтением и трудности при приобретении новых знаний.

Большинство школ не выделяют достаточно средств или времени на индивидуальное обучение, необходимое ученикам, имеющим слабые когнитивные навыки. Кроме того, педагогам приходится читать учебную программу в том темпе, который трудно поддерживать таким детям.

Они не могут идти в ногу со сверстниками и испытывают сложности при обучении, отставая все больше и больше, а зачастую приобретая проблему на всю жизнь. Когнитивные этапы развития ребенка – этапы обучения Обучение представляет собой сложный процесс, развивающийся поэтапно.

Он опирается на врожденные способности, унаследованные и генетически закодированные при рождении. Но мало кто из нас учится с той максимальной эффективностью, которая генетически детерминирована. Вот почему учеба и практика способствуют улучшению способности к обучению и увеличению производительности у большинства людей.

Развитие нашей обучаемости проходит через стадии совершенствования сенсорных и моторных навыков, затем когнитивных навыков и, наконец, приводит к способности усваивать формальные инструкции. Недостаточность на любой из стадий может привести к проблемам в следующих зависимых стадиях.

Школы, государственные программы и специальное образование сосредоточены на академических инструкциях (итоговой стадии). К сожалению, они редко признают, что не все дети обладают в должной мере развитыми когнитивными навыками, необходимыми для эффективной обработки и понимания информации, даваемой посредством академических инструкций.

Без развития соответствующих когнитивных навыков детализация академических инструкций и репетиторство не приводят к улучшению способности к обучению, и все усилия, направленные на помощь ученику при обучении, пропадают зря. Более пристальный взгляд на этапы обучения раскрывает важность развития когнитивных навыков.

  • Врожденные способности. Врожденные способности человека – это основа процесса обучения. Они представляют собой генетически предопределенные возможности и ограничения, которыми мы обладаем при рождении и которые унаследованы нами от родителей и предков. Моцарт, конечно, обладал большей врожденной музыкальной способностью, чем большинство из нас, но с помощью практики большинство из нас тоже могут улучшить свои музыкальные способности. Верхние пределы наших возможностей определяются врожденными данными, но то, насколько мы приблизимся к этим верхним пределам, определяется другими элементами, необходимыми для обучения.
  • Сенсорные и моторные навыки. Сенсорные и моторные навыки развиваются на базе наших врожденных способностей. Сенсорные навыки включают зрение, слух и осязание. Они ответственны за получение информации. Моторные навыки относятся к мышцам и движению и включают в себя умение ползать, ходить, бегать, писать и говорить. Моторные навыки выражают и отображают информацию, которую получили и обработали наши чувства. И сенсорные, и моторные навыки частично определяются генетическим кодом и частично приобретаются при повторяющемся взаимодействии с окружающей средой. Почти у всех людей эти навыки можно улучшить с помощью правильной целевой практики. Они являются основой для занятий спортом и игры на музыкальных инструментах, физиотерапии и других подобных усилий для увеличения результативности.
  • Когнитивные навыки – когнитивные (познавательные) способности позволяют обрабатывать сенсорную информацию, которую мы получаем. Они включают в себя нашу способность анализировать, оценивать, хранить информацию, вспоминать опыт, сравнивать и определять действия. Хотя когнитивные навыки частично врожденные, основная их часть приобретается. Если их развитие не происходит естественным образом, формируется когнитивная недостаточность, которая уменьшает потенциал обучения и трудно корректируется без специального и надлежащего (медицинского) вмешательства. Как и сенсорные и моторные навыки, когнитивные навыки тоже можно тренировать и улучшать при правильном обучении. Изменения в когнитивной сфере можно наблюдать в тех случаях, когда травма оказывает повреждающее действие на определенную область мозга. Правильная терапия зачастую способна «отремонтировать» мозг пациента, и, соответственно, восстановить или улучшить когнитивные функции. Это также действует и в случае с учениками. Слабые когнитивные навыки можно усилить, а нормальные когнитивные навыки – улучшить, тем самым увеличив легкость и производительность процесса обучения.
  • Восприятие инструкций. Формальное принятие и следование инструкциям является последним и наиболее неоднородным уровнем обучения. Оно включает в себя изучение академических предметов, таких как алгебра, чтение, письмо, – тех, которые ни интуитивно, ни самостоятельно (в большинстве своем) освоить нельзя. Эти предметы изучаются с помощью формального образования, а успешное и легкое обучение этим предметам зависит от основных когнитивных навыков человека. Базу знаний по каждому предмету можно расширить, но без наличия надлежащей основы в виде уже сформированных эффективных когнитивных навыков, хорошая успеваемость может стать трудной задачей, исполненной разочарований.

Когнитивные навыки можно тренировать и улучшать По мере того как человек взрослеет и академические задачи становятся более сложными, очень важно, чтобы основные навыки их решения присутствовали и функционировали должным образом.

Сильные когнитивные навыки являются ключом к высоким достижениям в учебе. Без них человек с проблемами обучения или чтения не может полностью использовать свой потенциал.

Если ваш ребенок испытывает трудности при обучении или чтении, причина может заключаться в недостаточном развитии одного или нескольких базовых когнитивных навыков.

Если причина действительно в этом, она подлежит корректировке с помощью специальных индивидуальных обучающих программ, направленных на преодоление «слабых мест», специфичных для каждого конкретного ребенка, а значит, информация школьной программы в результате будет усваиваться гораздо быстрее и лучше.

Оцените публикацию

статьи: 5.00

из 5 на основе
1
оценки.

Источник: https://gudi1991.ru/nevrozy/kognitivnoe-razvitie-rebenka.html

Пиаже психическое развитие ребенка стадии теория

Язык и когнитивное развитие ребенка

Жан Вильям Фриц Пиаже — психолог, выдающийся швейцарский ученый-исследователь, доктор философии, появившийся на свет в августе 1896 года в швейцарском городе Невшатель, стал  известен благодаря работами по изучению психологии детей, созданию теории когнитивного развития. Основал Женевскую школу генетической психологии, позже развил свой подход в науку о природе познания -генетическую эпистемологию. Жан Пиаже: психическое развитие ребенка.

В 11 лет Жан опубликовал свой первый труд о редких птицах – воробьях-альбиносах. В дальнейшем продолжив обучение, стремительно строит научную карьеру – не достигнув и 20 лет он уже считался отличным  учёным, изучающим моллюсков.

В 1918 году Пиаже защитил диссертацию по естественным наукам и получил степень доктора философии в Невшательском институте, также он некое время учился в Цюрихском институте.

Во время обучения ученый написал две работы по философии, но после сам отверг их, так как считал, что это всего лишь мысли подростка.

Ещё в это время он начинал увлекаться психоанализом, в то время это было довольно популярное направление психологической мысли.

После того как Пиаже получил учёную степень, он переехал из Швейцарии в Париж, где преподавал в школе для мальчиков, директором которой являлся  Альфред Бине, создатель теста IQ.

Помогая обрабатывать результаты IQ теста, Жан обнаружил, что маленькие дети часто дают неправильные ответы на некоторые вопросы.

Впрочем он фокусировался не столько на неверных ответах, сколько на том, что дети делают одинаковые ошибки, которые не характерны людям постарше.

Это наблюдение привело Жана к теории, что мысли и когнитивные процессы, присущие детям, сильно отличаются от таковых, которые характерны взрослым. В дальнейшем он создал общую теорию стадий развития, утверждающая, что люди, которые находятся в одной стадии собственного развития, проявляют похожие общие формы познавательных способностей.

В 1921 году Пиаже снова вернулся в Швейцарию и стал директором Института Руссо в Женеве.

В 1955 году Жан Пиаже руководит Международным центром генетической эпистемологии в составе Женевского института, который был создан по инициативе известного ученного. На руководящем посту центра, Пиаже находился до конца своей жизни.

Анализируя путь Жана Пиаже в науке, последователи Женевской школы генетической психологии, основанной им, все вместе утверждают, что ученый совершил революцию в фундаментальных исследованиях психологии детей, наполнив теорией прежде малоизученный объем, и сформировал базу для экспериментальных исследований на несколько поколений вперед.

За всю свою жизнь он издал более шестидесяти книг и сотен научных статей. Темы его исследовании:

  • речь и мышления ребенка;
  • психология интеллекта;
  • экспериментальная психология;
  • моральные суждения ребенка;
  • генетическая эпистемология;
  • суждения и рассуждения ребенка;
  • избранные психологические труды.

«Развитие мышления у детей дошкольного возраста«

Теория психического развития Ж.Пиаже: основные понятия

Жан Пиаже: психическое развитие ребенка, основные понятия.

Схема — исходный материал для развития интеллекта ребенка. Данное понятие описывает как умственные, так и физические действия, которые связаны с пониманием и познанием окружающего нас мира.

Ассимиляция— введение новой информации в прежде существовавшие схемы.

Данный процесс носит немного субъективный характер, потому что мы пытаемся несколько изменить новый опыт или приобретённую информацию для того, чтобы подогнать её под уже сформированные убеждения.

Аккомодация — преобразование схемы действий.

Аккомодация включает в себя само преобразование уже существующих схем или идей в результате появления новой информации или новых впечатлений. Во время данного процесса могут быть разработаны  абсолютно новые схемы.

Уравновешивание- нахождение баланса между ассимиляцией и аккомодацией.

Интеллект – механизм адаптации к окружающей действительности.

Центрация – сосредоточенность сознания ребенка на одной стороне ситуации.

Эгоцентрическая речь – речь, в которой не учитывается позиция собеседника.

«Развитие восприятия у дошкольников«

Стадии развития интеллекта ребенка по Пиаже

Стадии развития интеллекта ребенка по Пиаже от 0 до 2 лет

Сенсомоторная стадия (0-2 года)      

Данный этап развития младенца подразумевается пониманием окружающего нас мира через действия, например: рассматривание, хватание, кусание, сосание и.т.д.Также в этот период наблюдается прогресс развития врождённых рефлексов.

Маленькие дети на данном этапе повторяют события экспериментируя со своим телом, например: ударяя игрушку они создают шум, выбрасывают игрушки и.т.п.

«Развитие внимания у детей дошкольного возраста«

Дооперационная стадия (2-7 лет)

В этом возрасте дети начинают строить социальные отношения с другими людьми, особенно в кругу своих сверстников, начинают участвовать в учебном процессе вне дома.

Так же в этом возрасте дети проявляют стремление к знаниям, становятся любопытными, именно поэтому они так часто задают вопрос «почему?». В этом возрасте им свойственно говорить о себе в 3 лице.

Приписывать человеческие чувства и мысли неодушевленным предметам.

В этом возрасте у детей увеличивается словарный запас, но несмотря на это, их мышление на данной стадии  является интуитивным, статическим и лишенным логики.

Стадия конкретных операций (7-11 лет)

В данном периоде дети начинают использовать логическое мышление, они могут выполнять задания более сложного уровня, используя при этом логические и математические операции.

Несмотря на то, что они совершили значительный прорыв по отношению к предыдущему периоду, на данной стадии они могут применять логику пока ещё с определенными ограничениями, они всё ещё используют абстрактное мышление.

Стадия формальных операций (после 12 лет)

На этой стадии применение логического мышления возможно при любых обстоятельствах, дети уже могут делать предположения или строить гипотезы о малознакомых предметах, могут вспоминать прошлое и строить планы на будущее.

Также на этой стадии у ребёнка формируются полноценные интеллектуальные способности взрослого.

«Развитие воображения у детей дошкольного возраста«

Как детское мышление связано с речью

Жан Пиаже: психическое развитие ребенка. Пиаже считает, что язык не полностью объясняет мысль, поскольку структуры, которые его характеризуют, коренятся в действии и сенсомоторных механизмах глубже, чем языковая реальность.

Но всё же очевидно, что чем сложнее становятся мыслительные структуры, тем более необходим язык для завершения его обработки. Следовательно, язык является необходимым, но не достаточным условием для построения логических операций.

Трудность осознания

Эта особенность заключается в том, что ребенок (до 11-12 лет) не может сказать, как он пришел к тому или иному умственному заключению.

Неспособность к логике

Это неспособность понимать относительность точки зрения.

Преодоление неспособности к логике отношений происходит следующим образом: сначала у ребенка есть только своя точка зрения, затем он принимает точку зрения окружающих (от 7 до 8 лет), затем он может принять «точку зрения» объектов (то есть поставить себя на место объекта и в этой перспективе говорить об отношениях между объектами).

Неспособность к синтезу

Неспособность к синтезу выражается в отсутствии понятия части к целому. Употребление соположения и неспособности к синтезу вовсе не означают бессвязности. Данные  явления сопутствуются ощущением статической или динамической связи, объяснение которых нам дано анализом синкретизма.

Синкретизм

Синкретизм — это непосредственное слияние разнородных элементов, а также вера в объективную связь конденсированных таким образом элементов.

Синкретизм является противоположностью соположения. Это излишнее количество связей между предметами, неадекватность связи.

Предпричинность

Это неспособность к установлению причинно-следственных связей. Характерной особенностью предпричинности является неспособность различать физическую причинность и логическое обоснование. В данный период мир понимается как совокупность действий и намерений, которые упорядочены и не составляют места случайным необъяснимым событиям.

Узость поля наблюдения

Эта особенность детской логики является следствием соположения. Иногда  дети замечают значительно больше вещей нежели взрослые, к примеру, видят множество деталей. Однако из-за невозможности устанавливать отношения между объектами ребёнок не способен одновременно думать больше, чем об одной вещи.

Трансдукция

Основной чертой трансдукции является отсутствие логической необходимости.

В своем рассуждении дети оперируют единичными случаями, не достигая логической необходимости, т.е. трансдукции, это связано с тем, что они пока не нуждаются в объективных доказательствах своей правоты.

Нечувствительность к противоречию

Жан Пиаже: психическое развитие ребенка. Мысли ребёнка в возрасте 7-8 лет полны противоречивыми фактами. Кажется, что ребёнок не чувствителен к этим противоречиям и просто не замечает их.

Эти противоречия делятся на две разновидности:

 Первая разновидность — противоречие «по забывчивости». По одной теме у ребенка два противоречивых мнения, между которыми он колеблется. Поэтому, если ребёнка спросят, он подтверждает одно, а через некоторое время забывает и даёт совершенно другой ответ.

 Вторая разновидность — противоречие путём конденсации ощущения: из-за невозможности принять решение в пользу одного из противоречивых суждений дети сливают их в одно или же принимают два одновременно.

Интеллектуальный реализм

Жан Пиаже: психическое развитие ребенка. Это неспособность к зрительному реализму, то есть к объективному восприятию.

Реальность, представленная ребенком, воспринимается вместе с объективной реальностью. Он живёт попеременно в каждой реальности, и на какое-то время забывает о существовании других. Он видит вещи такими, какими представил. Это очень хорошо выражается в первых детских рисунках

Для эгоцентрической мысли ребёнка интеллектуальный реализм является самым естественным представлением о мире. Это свидетельствует о невозможности объективного наблюдения.

 У всех этих особенностей детского мышления, по мнению Пиаже, имеется одна общая черта, которая также внутренне зависит от эгоцентризма. Она состоит в том, что ребенок до 7-8 лет не умеет выполнять логические операции сложения и умножения класса.

Эгоцентризм и децентрация по Пиаже

Жан Пиаже: психическое развитие ребенка.Благодаря клиническому методу Пиаже установил, что эгоцентризм — это своеобразие детской логики, детских представлений и детской речи. На некоторых этапах ребенок рассматривает предметы так, как он их видит, не видя их внутренние отношения. Солнце следует за ним.

Пиаже назвал это реализмом. Дети до определенного возраста не могут отличить субъективный мир от объективного. Реализм бывает интеллектуальный и моральный. Ветви дерева делают ветер-это интеллектуальный реализм, а моральный – не учитывает внутренние намерения. Детские представления развиваются от реализма к объективности.

Децентрация — более совершенная позиция. Переход от эгоцентризма к децентрации характеризуется познанием на всех уровнях развития. Он назвал этот процесс законом развития.

Для того, чтобы  переход произошел, нужен специальный инструмент. Он полагал, что это  было прогрессивно развивающееся самосознание, развитие самопознания возникает в результате социальных взаимодействий.

Чтобы осознать свое Я, нужно освободиться от принуждения.

Критика основных положений теории Пиаже

Жан Пиаже: психическое развитие ребенка. Подвергается критике само существование феномена эгоцентрической познавательной позиции ребенка или, по крайней мере, его выраженность, «глубина».

Некоторые исследователи утверждают, что задачи Пиаже трудны для ребенка, т.к они бессмысленны, эмоционально безразличны. Или то, что дети делают ошибки не из-за отсутствия логических структур, а потому, что плохо понимают формулировку вопросов, не умеют их запоминать, и по-своему интерпретируют не только задачу как таковую, но и всю экспериментальную ситуацию в целом.

Работы Пиаже отличаются превосходной логикой, а также  изобретательностью экспериментирования. Более того, непосредственно в его работах выполнен междисциплинарный подход.

Пиаже верил в будущее психологии, которая должна стать центром не только наук о человеке, но и центром всех других наук.

Он видел будущее психологии в ее собственном развитии и оплодотворении ее междисциплинарными связями, которые, в свою очередь открыли бы новые горизонты для других наук.

Жирухина Я.В.

( 1 оценка, среднее 1 из 5 )

Вам также может понравиться

Источник: https://psypedprofi.ru/zhan-piazhe-psihicheskoe-razvitie-rebenka.html

Когнитивное развитие. Часть 1

Язык и когнитивное развитие ребенка

Каким образом развивается наша способность мыслить логически и ясно? Что происходит в детском мозгу по мере того, как ребенок приобретает навыки понимания и осознавания явлений окружающей действительности? Иными словами, что скрывается за процессом когнитивного развития, и что это вообще такое?

Давайте познакомимся с этим понятием поближе и рассмотрим особенности развития мыслительных процессов у человеческих существ. В данной статье мы познакомим вас с основными явлениями и вехами когнитивного развития, а также с одним из ведущих теоретиков данной сферы – Жаном Пиаже, и выделяемыми им стадиями в этом немаловажном процессе.

В рамках данной статьи мы остановимся на первых двух таких стадиях, а в следующей статье продолжим тему. Там же мы укажем некоторые практические способы и рекомендации для родителей, которые хотели бы помочь своему ребенку в его когнитивном развитии.

Итак, сначала давайте определим, что понимается под данным термином, и какие факторы здесь важны.

Что такое когнитивное развитие

Когнитивным развитием называют развитие мышления у детей, в ходе которого они осмысляют, познают и постигают вещи и явления.

Это включает в себя развитие знаний, способностей, умения решать задачи и диспозиций, которые помогают детям осмысливать и понимать окружающий мир.

Согласно Википедии, когнитивное развитие охватывает становление всех мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика.

Когнитивное развитие также можно называть умственным, потому что оно затрагивает мышление и умственные процессы. Развитие собственно мозга (различных мозговых структур) – это неотъемлемая часть когнитивного развития.

Как известно, в первые пять лет жизни дети быстро и активно развиваются. Их формирование разворачивается в четырех важных плоскостях:

  1. Моторное (физическое) развитие.
  2. Язык и коммуникация.
  3. Социально-эмоциональное развитие.
  4. Когнитивное развитие.

Умственное развитие человека зависит от целого ряда факторов, и влияние их не всегда однозначно и одинаково. Основными из них являются:

  • генетические факторы;
  • протекание беременности у матери;
  • факторы окружающей среды (например, питание, достаточная психическая стимуляция);
  • число детей в семье;
  • социально-экономическое положение семьи;
  • влияние школы и методов обучения;
  • личностные особенности ребенка и родителей, как, например, темперамент, личный стиль обучения и усвоения материала и пр.;
  • личностные качества родителей, к примеру, высокий уровень интеллекта или творческих способностей, нонконформизм и пр.;
  • и другие факторы.

То, насколько умственно развит будет человек, зависит от разных предпосылок, однако сам процесс когнитивного развития протекает у всех людей довольно схожим образом, проходя через основные стадии.

Первым, кто выделил важные фазы развития мышления у детей, был швейцарский исследователь Жан Пиаже (1896-1980).

Его теория и открытия оказали огромное влияние на последующее совершенствование психологической теории и понимание детского развития, и явились в некотором виде революционными.

Теория Жана Пиаже широко известна и изучается в настоящее время, хотя и была дополнена и скорректирована более современными исследованиями и открытиями. Она дает возможность приоткрыть завесу над тем, как ребенок приобретает мыслительные навыки и развивает свое мышление, логику, восприятие и умение решать задачи. Ее стоит рассмотреть более подробно.

Теория когнитивного развития по Жану Пиаже

Заслуга Пиаже заключается в том, что он подошел к вопросу развития мышления у детей как к центральному процессу их развития, в котором ребенок выступает как активный его участник, любознательный и экспериментирующий исследователь-ученый, ставящий опыты и взаимодействующий с окружающим миром. В ходе этого исследования и интеракции с окружающей действительностью ребенок развивает свои когнитивные способности и приобретает ценные навыки осмысления мира и явлений.

До этого в данной теме главенствовала дискуссия о том, какие факторы предопределяют развитие и характеристики человека – «природные» факторы: врожденные свойства и биологическое созревание, либо «приобретенные»: выученные и приобретенные свойства, влияние среды (nature vs nurture). Данная дихотомия является ложной, т.к. и те, и другие факторы играют свою роль.

Подход Жана Пиаже отталкивается от другой предпосылки – в центре оказывается вопрос о том, какие открытия делает ребенок в своем развитии и какие навыки приобретает в процессе. Стадии развития, которые выделил Пиаже, отражают главные вехи этого пути. Их всего четыре.

Но, прежде чем мы перейдем к детальному рассмотрению каждой из них, необходимо уточнить несколько важных понятий, введенных швейцарским психологом. Пиаже считал, что на основе своих экспериментов и взаимодействия ребенок строит некие теории или идеи, которые Пиаже назвал схемами (нем.

schema, schemata). Это концепции или ментальные конструкции (модели), которые ребенок использует, чтобы категоризировать и интерпретировать информацию.

Например, если в опыте малыша были собаки, у него есть схема для них, и, встречаясь с новыми собаками, он будет узнавать в них именно таких животных.

Созданные схемы могут видоизменяться и дополняться двумя основными способами:

  • Ассимиляция – процесс усвоения информации, похожей или сравнимой с имеющейся. При этом ребенок добавляет новую информацию в уже существующую схему. Например, у ребенка были в опыте большие мохнатые собаки, но видя в первый раз чихуахуа, он соотносит такого песика с привычными собаками в своей схеме.
  • Аккомодация – процесс изменения имеющихся схем на основе новой информации. В этом случае новые данные не вписываются в старые схемы – для них пока не существует подходящей модели, и человек модифицирует свое понимание. Например, ребенок может называть лису собакой, потому что у него есть схема лишь для последних. После того как родители его поправляют и объясняют, что это лиса, а не собака, он корректирует свои схемы.

Данные процессы присущи не только малышам, познающим мир, но и взрослым. Эти два процесса имеют место на протяжении всех четырех стадий развития, выделяемых Пиаже.

Стадии когнитивного развития по Жану Пиаже

Как мы уже отметили, швейцарский исследователь выделял четыре стадии развития у детей, начиная с рождения до взрослого возраста:

  1. Сенсомоторная стадия (0-2 года).
  2. Дооперациональная стадия (2-6 лет).
  3. Стадия конкретных операций (7-11 лет).
  4. Стадия формальных операций (12 лет и старше).

По мнению Пиаже, развитие мышления у людей формируется и достигает максимума к взрослому возрасту, поэтому в его теории процесс когнитивного развития завершается на этой фазе.

Однако в последнее время была доказана ограниченность и ошибочность такого взгляда ввиду того, что человеческий мозг обладает свойством нейропластичности, и мы способны обучаться новым вещам, осваивать новые навыки и стратегии, расширять свой кругозор и умения.

Как гласит поговорка, «Век живи – век учись», – обычно человек продолжает приобретать новые знания и практические навыки в течение всей жизни.

Итак, что же характеризует каждую из стадий развития нашего мышления?

Сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет)

Первая стадия называется сенсомоторной потому, что на данном этапе у детей наблюдается особая связь между двигательной (моторной) активностью и мышлением (сенсорным восприятием).

На этой стадии малыши овладевают различными моторными двигательными навыками – хватать, держаться за предметы, бросать, мять, ударять и т.п.

В процессе таких действий они постигают, как ведут себя объекты, и что будет, если с ними так поступать.

Ребенок начинает осознавать себя как носителя действия, а также то, что он отдельный субъект. Он замечает результат своих действий и научается действовать произвольно, с намерением получать определенный эффект. Например, младенец трясет погремушку, чтобы извлечь звук.

Важнейшим открытием на данном этапе является понятие о постоянстве объекта – ребенок усваивает, что предмет продолжает существовать, даже если он становится недоступен органам чувств, т.е. невидим или вне обозрения.

Так, детям в возрасте от 5 до 8 месяцев открывается, что даже если игрушка спрятана, например, под одеялом или за чем-то, то, хоть ее и не видно, она там есть и ее можно взять.

Однако ребенок в возрасте около года тем не менее будет искать игрушку там, где в последний раз ее находил, а не там, где он видел, что ее спрятали.

Чтобы лучше понять, как это выглядит, посмотрите это короткое видео на английском языке, демонстрирующее разную способность детей понимать принцип постоянства объекта.

Другое значительное явление, наблюдающееся приблизительно в то же время у детей на сенсомоторной стадии развития, – это боязнь посторонних людей. Она вызывается тем, что ребенок не способен ассимилировать чужих и незнакомых людей в свои существующие схемы.

За первой стадией развития, охватывающей возраст от рождения до примерно 2 лет, следует дооперациональная.

Дооперациональная стадия (от 2 до 6 лет)

Вторая стадия в целом соответствует дошкольному возрасту (нужно учитывать, что возраст в данной теории указывается приблизительный). Она получила название дооперациональной, т.к. на этом этапе дети не понимают операций – логических манипуляций, и не умеют мыслить логически.

Под операциями понимаются такие процедуры, как разделение, объединение и другие преобразования, требующие логического мышления.

Другими словами, ребенок на этой стадии, особенно в ее начале, не способен пользоваться логическими категориями и операциями: классифицировать, сравнивать, оценивать, измерять и т.п.

Тем не менее, на этом этапе наблюдается очень важная особенность – дети осваивают речь и начинают активно пользоваться символическим мышлением. Т.е.

они используют слова и символы для репрезентации предметов, групп предметов, образов и идей, активно пользуются воображением и символической игрой. Так, кубики могут стать подданными царства или зданиями, а руки ребенка – крыльями самолета.

Такие игры и способность «притворяться» на самом деле являются важным когнитивным достижением – данная степень абстрагирования не доступна высшим приматам и другим животным.

Жан Пиаже считал, что дети на этой стадии неспособны удерживать внимание на более чем одном аспекте ситуации или характеристике, и вдобавок детская логика основана на личном опыте, а не общепринятых правилах и законах. Так, в возрасте 3-4 лет дети не в состоянии понять понятие о сохранении вещества.

Принцип сохранения представляет собой понимание того, что количество вещества будет оставаться тем же, даже если изменить его форму. К примеру, если перелить воду из низкого и широкого стакана в высокий и узкий, воды в нем будет столько же. А если шар из пластилина раскатать в продолговатую колбаску, количество пластилина не изменится.

Такие операции становятся доступны детям лишь на следующей стадии когнитивного развития.

Чтобы увидеть, как выглядит в жизни логика детей на раннем этапе дооперациональной стадии развития (еще не освоивших принцип сохранения массы и количества), посмотрите данное видео. (https://www..com/watch?v=ZDNi4z5tdqU)

Другая отличительная черта данного этапа – это детский эгоцентризм.

В данном контексте это значит, что ребенок в возрасте приблизительно до 3 лет воспринимает мир как продолжение себя, именно таким, каким он его видит, не осознавая и часто с трудом принимая точки зрения, отличающиеся от его собственной. На данной стадии для детей естественно считать, что все видят и воспринимают мир точно как же, как и они, и имеют те же чувства, мысли, предпочтения и желания.

Примерно между 3 и 5 годами жизни дети начинают осознавать, что у других людей свои точки зрения, чувства и мысли, и они воспринимают мир иначе, по-своему. Это явление получило название модели психики человека (или теории разума, по-английски theory of mind).

На смену дооперациональной приходит стадия конкретных операций, на которой дети демонстрируют большую способность к логическому мышлению. Ее, а также четвертую стадию – формальных операций, мы подробно рассмотрим в следующий раз, так же как и ценные практические соображения и рекомендации для родителей.

Ну а пока приглашаем вас на нашу программу «Когнитивистика. Развитие мышления». Данный онлайн-тренинг будет полезен всем тем, кто желает научиться логично и последовательно рассуждать, быстро принимать эффективные решения и находить нестандартные подходы в трудных задачах.

Удачи!

Источник: https://4brain.ru/blog/kognitivnoe-razvitie-chast-1/

О беременности
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: