Развитие личности ребенка в детских коллективах и группах

Как коллектив влияет на личность ребенка?

Развитие личности ребенка в детских коллективах и группах

Значимость коллективной деятельности была признана задолго до К. Д. Ушинского и А.С Макаренко. Педагоги прошлого старались привить воспитанникам дух товарищества, взаимопомощи. На уровне детского коллектива дети осознают собственное «я», совместная деятельность группы детей становится источником новых взаимоотношений, влияет на развитие и воспитание самого коллектива и личности.

Главными направлениями воспитателя детского коллектива становятся:

  • Забота о личностном самоутверждении воспитанников в процессе их коллективной деятельности.
  • Формирование у детей взрослых моделей общения и деятельности.
  • Помощь в осознании себя самостоятельным индивидуумом.

Значение коллектива в воспитательном процессе

Среди современных теоретиков педагогики, психологии встречаются специалисты, критикующие роль коллектива в развитии и воспитании цельной личности.

Якобы, под давлением коллектива ребенок утрачивает свою индивидуальность, своеобразие.

Такой тезис подкрепляется примерами негативного воздействия политизированного тоталитарного общества на человека в недавнем прошлом, когда жизнь социума для любого «винтика» становилась намного более значимой, чем личные интересы.

Нельзя отрицать тот факт, что человечество с самого начала своего существования основывалось на коллективных формах взаимодействия и организации, таких как род, племя, семья. Изоляция от общества становилось причиной уродливого развития субъекта, была, скорее, наказанием, чем благом.

Воспитание личности с раннего возраста происходит в коллективе, это основная база, где дети приобретают позитивный социальный опыт.

Становясь школьником, ребенок одновременно выступает членом нескольких коллективов, некоторые из которых (кружок или секцию) он выбирает единолично.

Желая стать членом той или иной группы, школьник вынужден подчиняться тем правилам, которые ей свойственны. Но это вовсе не означает пассивного следования местным установкам.

Основным принципом воспитания полноценной личности в коллективе является принятие активной жизненной позиции, умение отстаивать свою точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства.

Коллектив дает возможность ученику приобрести навыки общественного поведения, находясь в позиции подчинения, противопоставления и руководства. Такое взаимодействия с товарищами и воспитателями приводит к формированию гражданственности, гуманизма и инициативности.

Диалектика коллективного и индивидуального взаимообусловлены в педагогическом процессе воспитания личности.

Человек существует и растет в системе отношений с природой, другими людьми. Богатство связей определяет его духовное богатство, степень значимости.

Воспитательные задачи педагога

Каждый этап развития молодого человека среди членов коллектива имеет важные последствия для дальнейшего становления, способностей к самореализации.

Невозможность адаптироваться в небольшой группе приводит к неуверенности, сомнениям в своих силах, обидчивости, конфликтности.

Неспособность реализовать индивидуальность становится причиной негативизма, озлобленности, других личностных деформаций.

Основная задача воспитателя детского коллектива – создание благоприятных условий для адаптации личности, одновременного проявления индивидуальности и интеграции в общество.

Самоутверждение и коллективная деятельность

Один из мотивов поведения подростков – завоевание признания товарищей. Когда для ребенка общение со сверстниками не приносит понимания, положительной оценки, это приводит к комплексу проблем.

Педагог помогает каждому воспитаннику отыскать свое место в коллективе, завоевать его уважение. Нередко положение школьника в группе напрямую связано с тем, как организована система взаимоотношений учитель-воспитанник.

Статус ученика, особенно младших классов, зависит от того, какую значимость придает ему учитель. Он может привлечь внимание других к «отверженному», доверив ему ответственное поручение, включая его в мероприятия.

Педагогическая задача учителя в:

  • демонстрации сокрытых от других положительных качеств каждого члена детского коллектива;
  • эмоциональной поддержке, внушении ребенку веры в себя;
  • вовлечении «непринятых» ребят в общие мероприятия с теми, кто имеет более высокий общественный статус.

Нередко формальные лидеры приобретают такое положение не за счет высоких моральных качеств, а благодаря высокой активности, стремлению подавлять, командовать. Воспитателю важно выявить истинные мотивы поступков неформального лидера, препятствовать утверждению за чужой счет, дать проявить скрытые таланты остальным воспитанникам.

Формирование взрослых моделей общения и деятельности

Любая сфера человеческой деятельности на всех исторических этапах требовала умения работать командой, готовности к сотрудничеству.

От таких качеств зависят не только спортивные, производственные успехи, но порой сама жизнь.

Важно научить детей находить баланс между личными нуждами и интересами общества, не потерять в отстаивании своего «я» связей с другими людьми, способности чем-то поступиться, прийти на выручку.

Взрослые часто не одобряют узкие компании из 2-3 человек, которые разобщают большой коллектив.

Но именно в такой небольшой группе друзей подросток испытывает эмоциональный комфорт, защищенность, общность интересов, собственную значимость.

Подобные отношения между детьми зачастую возникают стихийно или даже вопреки рекомендациям родителей. В школьные годы для ребят наиболее важны не оценки по предметам, а наличие друзей.

Будущим участникам корпоративных отношений пригодятся воспитанные детской дружбой качества: стремление к совместному успеху, умение самоорганизовываться, взаимная ответственность. Условия школьных взаимоотношений, определенные роли в играх потом воспроизводятся во взаимодействии между партнерами в профессиональной деятельности.

Осознание себя самостоятельным индивидуумом

Один из принципов воспитания личности – развитие субъекта в коллективе и через коллектив. Знакомство с самим собой у подростка происходит в реальных ситуациях, которые возникают при совместной деятельности. Взрослеющий человек сможет оценить многообразие окружающих предметов и субъектов только в процессе общения и сравнения.

Взаимодействуя с товарищами, учителями ребенок определяет правильные и неправильные модели общения, учится контролировать реакции, преодолевать страх, зависть, приобретает навыки здоровой конкуренции.

Индивидуальные особенности характера, способности личности неповторимы. Но психологические, творческие черты каждого оцениваются в зависимости от полезности для коллектива. Воспитатель заботится о реализации себя каждым из воспитанников в коллективной жизни. Для этого необходимо:

  • изучение личности каждого, привлечение внимания к его достоинствам и достижениям;
  • помощь в установлении между детьми доверительных, доброжелательных отношений;
  • организация коллективных мероприятий, способствующих раскрытию лучших черт воспитанников;
  • перевод личностных конфликтов в «мирное русло»: творческие конкурсы, дискуссии, работу над инновационными проектами;
  • содействие в преодолении негативных привычек, стремлении к самосовершенствованию, положительным изменениям;
  • поддержка у ребят желания сохранить достоинство и самобытность, быть самими собой.

Заключение

Влияние развитого детского коллектива на ребенка реализуется посредством активного участия каждого в самоуправлении, разноплановой общественной жизни. Педагоги призваны создавать подходящие возможности для формирования общественно значимой личности, максимального проявления ее индивидуальных особенностей.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ab4b3f59f434792b3bab8a2/kak-kollektiv-vliiaet-na-lichnost-rebenka-5ab6952ca936f4d79f64b29d

Развитие личности в детских группах и коллективах

Развитие личности ребенка в детских коллективах и группах

Теперь мы подошли, пожалуй, к самымсложным и ответст­венным вопросам: оразвитии детей в группах и коллективахи о разумном педагогическом руководствеэтим процессом. Сложность поставленныхвопросов состоит в том, что группа иликоллектив Могут оказывать двойственное,как положительное, так и отрицательноевлияние на личность, и важно усилитьпер­вое, сведя к минимуму второе.

Вне общения со взрослыми людьми и другимидетьми ребе­нок вряд ли приобрететнужные ему человеческие качества.Следовательно, коллектив ему необходим.

Но коллектив, как мы выяснили ранее, принаделении его слишком большимипол­номочиями и властью над личностью,а также при недостаточ­но высокомуровне собственного развития ребенкаможет пре­пятствовать его дальнейшемуросту.

Педагог на практике стал­кивается,таким образом, со сложной задачей: как,управляя развитием самого коллектива,усиливать его положительное и уменьшатьвозможное отрицательное воздействиена личность ребенка.

Для того чтобы положительнои разносторонне влиять на личностьребенка, детский коллектив должен житьдостаточно разнообразной жизнью,включающей виды деятельности,спо­собствующие развитию личности.

На практике большинство детскихколлективов чаще всего заняты одним,реже двумя и очень редко тремя разнымивидами деятельности. В них ре­бенокне в состоянии получить возможностьдля разносторон­него личностногоразвития.

Тогда остается один выход:сделать ребенкаактивным участником сразу несколькихдетских коллективов, занятых различнымивидами деятельности и в совокуп­ностиобеспечивающих ребенку нужное разнообразиеличностного роста.

Это не есть единственно возможное иоптимальное решение проблемы, так какв пределах доступного для ребенкасоциаль­ного окружения не всегданаходится нужное количество разно­образныхпо содержанию деятельности детскихобъединений.

Тогда можно сделать так,чтобы ребенок непосредственно уча­ствовалв работе двух, максимум — трех детскихколлективов, каждый из которых, в своюочередь, занимался бы двумя-тремяразличными видами деятельности,взаимодополняющими друг друга в ихвлиянии на личностное развитие ребенка.

Участвуя в деятельности каждого из них,ребенок будет иметь возможностьприобретать достаточное количестворазличных полезных лич­ностныхсвойств, причем в зависимости от егособственных спо­собностей и склонностей.

Разумно, чтобы каждым детским кол­лективомв этом случае руководили два-три педагога— специ­алисты в различных областяхчеловеческой деятельности.

Тема: Психология воспитания

План:

  1. Цели, средства и методы воспитания.

  2. Институты воспитания.

  3. Роль воспитания «Я» в моральном развитии личности.

  4. Принуждение и наказание – самые тонкие и сложные средства воспитания.

  5. Роль детского коллектива в воспитании личности.

Литература:

Клюева п. В. Педагогическая психология. – м., 2004, – с. 281-285 Роль воспитания в моральном развитии личности

Моральное развитие является одной изважных сторон ста­новления личности.Изучение морального развития невозможнобез воспроизведения феноменов моральногоповедения в кон­тролируемых условиях.

Специально создаются ситуации, в которыхдети могут поступать честно или нечестно(подделать результат или оставить егонеизменным; сказать правду или солгать;присвоить чужие вещи или отдать их поназначению и т.п.). Каждый из альтернативныхпоступков побуждается оп­ределеннойсистемой мотивов.

Поступок, противоречащийне­посредственным интересам ребенка,побуждается одним или несколькимимотивами, которые делают его выгодным,при­ятным или удобным и которые иногданазывают эгоистиче­скими. Соблюдениенормы в этих условиях побуждаетсядругими мотивами (моральными).

Для практики воспитания необходимоответить на вопрос, почему у детейпреобладает тот или иной тип мотивации.

Зави­симость между мотивацией иуровнем интеллекта, условиями семейноговоспитания, эмоциональной устойчивостью,соци­ально-экономическим статусом,участием в детских организа­циях идругими характеристиками играет большуюроль в вос­питании личности. Средифакторов, влияющих на моральную мотивацию,можно назвать убеждение в правильностинорм и в необходимости следовать им.

Соблюдение норм связывается с неприятнымипереживани­ями, вызванными наказаниемза противоморальный поступок исопутствующими обстоятельствами. Однаконаказания за нарушение норм могутпорождать агрессию и негативноеотно­шение к последним.

«Тактикалишения любви», выражающа­яся вподчеркнутом игнорировании ребенкапосле проступка, отказе от общения сним, заявлениях типа «мама не любиттакого лживого ребенка» не приводит квыбору морального поведения. Неподтвердилась и возможность формированияморального поведения через наблюдениеребенком поведения других.

Из трехдемонстрировавшихся детям типовповеде­ния – соблюдение нормы, еенарушение с последующим нака­занием,безнаказанное нарушение – толькопоследний тип по­влиял на их собственныедействия. Он привел их к росту нарушенийповедения.

Выражение родительского неудовольствияпо поводу нарушения норм принципиальноотличается от разных форм наказания(лишения развлечений и сладостей,физического наказа­ния, прекращенияобщения и т.п.). При наказании вниманиеребенка сосредоточивается на отрицательныхпоследствиях поступка для него самого.

Если же взрослые, выразив своене­удовольствие и обратив вниманиеребенка на проступок, ука­зывают напоследствия для других, они вызывают уребенка сопереживание этим людям ипоказывают, что причиной зла были егодействия. Тем самым ребенку открываютсяотрица­тельные последствия поступкадля других.

В основе пережива­нийлежит осознание чувства вины, котороеактуализируется в аналогичной ситуациии является основой формирования моральныхсуждений.

Факторы, формирующие моральные суждения(суждения о происхождении правил, осанкциях за нарушения норм и сужденияо справедливости поступков и ответственностиза них), включают в себя два типа отношенийвзрослого и ребен­ка.

Первый тип -принуждение, при котором взрослый водностороннем порядке предписываетребенку правила поведе­ния, следитза их выполнением и налагает санкцииза наруше­ния. Ребенок должен строитьсвое поведение в соответствии спредъявляемыми требованиями и занимаетпассивную роль.

Второй тип отношений -кооперация, характеризуется активностьюребенка, который сам предъявляеттребования к себе и другим, участвуетв созданий правил и в контроле за ихвыполнением.

Эволюция морального сознания ребенказависит от когни­тивного развития,так как ребенок проходит путь отэгоцент­рического отношения кокружающим до выработки гибкой по­зиции,когда в своих суждениях он начинаетопираться на свои критерии. Выделяютсятри уровня нравственного развития,каждый из которых имеет несколько стадий(Л. Колберг):

1. Преднравственный уровень. Поведениеопределяется внеш­ними обстоятельствами,а точка зрения других людей в расчет непринимается. Ребенок слушается, чтобыизбежать наказания.

Первая стадия: суждение выносится оттого вознаг­раждения или наказания,которое может получить ребенок за данныйпоступок («Я должен сделать то, чтообещал, иначе на­кажут»).

Вторая стадия: суждение о поступкевыносится в соответствии с выгодой,которую можно извлечь («Если ты мнесделал плохо, то и я тебе сделаю плохо»).

2. Конвенциональныйуровень. Поведениестроится с ориен­тацией на принципыдругих людей.

Третья стадия: суждение основываетсяна том, получит ли поступок одобрениедругих людей или нет («Я делаю то, чтоприятно и одобряется окружающими»).

Четвертая стадия: суждение формируетсяв соответ­ствии с установленнымпорядком, уважением к власти и предписаннымею законами («Я обязан соблюдать закон»).

3. Постконвенциональныйуровень. Истиннаянравствен­ность достигается толькона этом уровне. Человек судит о пове­дении,исходя из своих собственных критериев,что связано с высоким интеллектуальнымразвитием.

Пятая стадия: суждение о поступкеосновывается на уважении демократическипринятого решения или на принци­пиальномуважении прав человека («Я долженисполнять эти законы, так как ониустановлены обществом»).

Шестая стадия: поступок классифицируетсякак пра­вильный, если он продиктовансовестью, независимо от его за­конностиили мнения других людей («Поступай сдругими так, как ты бы хотел, чтобыпоступали с тобой»).

В рамках данного подхода, авторомкоторого является Л.

Колберг, описанотри типа переживаний, которые испыты­ваетчеловек при нарушении моральных норм:1) страх по по­воду возможных последствийи ожидание наказания; 2) жела­ниевозместить нанесенный ущерб и восстановитьисходное положение; 3) осуждение себя ипереживание своей вины. По мнению Л.Колберга, только переживания третьеготипа сви­детельствуют о собственноморальном развитии.

Л. Колберг и его последователи организовалиэксперимен­тальные занятия понравственному воспитанию детей ипод­ростков. Занятия были построенывокруг обсуждения гипо­тетическихморальных дилемм.

Результаты экспериментапоказали, что моральным суждениям можнонаучить даже ма­лолетних преступников.

Ребенок, имеющий возможность рас­сматриватьв безопасных условиях различные вариантыреше­ния ситуаций морального выбора,переходит на более высокий уровеньморального развития.

В отечественной психологии моральноеразвитие как само­стоятельнаяпсихологическая проблема началопривлекать внимание ученых не так давно.Изучение этого вопроса велось в контекстетаких проблем, как становление качествличнос­ти, усвоение правил поведения,проблема идеалов и их роли в воспитании(С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин).

Человека необходимо рассматривать каксубъекта в связи с его деятельностью.Его онтогенетическое развитие психикитесно связано с овладением кристаллизованнойв предметах чело­веческой культурыдеятельностью.

Возникновение первичныхэтических представлений есть процессусвоения образцов пове­дения, связанныхс их оценкой со стороны взрослых. Вкачестве образца могут выступатьсверстники, дети более старшего воз­растаили знакомые взрослые, собирательныеобразы людей с определенными нравственнымикачествами.

Следование образ­цамявляется одним из механизмов интериоризациивнешних социальных требований, в томчисле требований морали.

Важно понимание того, кто выступает вкачестве образца на разных возрастныхэтапах. С возрастом значительноувели­чивается роль сверстника какпример для подражания.

Это объясняетсялегкостью сопоставления себя сосверстниками, пониманием того, чтодостижения сверстников доступны иса­мому субъекту, возможность полученияот товарища конкрет­ных советов,помощи и даже выполнение совместныхдействий в достижении намеченных целейпо самовоспитанию.

На этой идее построеноволонтерское движение, в котором вслучае зат­руднений дети обращаютсяза помощью не к взрослым, а к сво­имсверстникам.

Л.И. Божович [2] выявила возрастнуюдинамику изменения образцов поведениядетей и особенности овладения ими этимиобразцами. Среди них обязательнаяреальная практика следо­вания образцам,знакомство с моральными нормами лишьс опорой на уже сложившиеся у ребенканравственные чувства и привычки.

В качестве показателя уровня моральногоразвития высту­пает поведение ребенкав альтернативной этической ситуа­ции.Противоречивость психического развитиявыражает­ся в стремлении заслужитьпризнание взрослого, являющееся мощнымстимулом формирования многих положительныхка­честв, а при определенных условияхможет спровоцировать детскую ложь.

Подведя итог рассмотрению вопроса оморальном развитии ребенка, назовеммеханизмы, благодаря которым происходитинтериоризация норм и правил поведения.

Имитация — осознанное стремлениеребенка копировать определенную модельповедения (будь то значимый взрослыйили сверстник, учитель или геройхудожественного фильма). Важно то, чтомежду ними возникли эмоциональнозначимые отношения.

Идентификация – усвоение чужихмоделей поведения, ус­тановок, ценностейкак своих собственных.

Чувство стыда – механизм запретаопределенного поведе­ния. Возникаетпри осознании того, что могут бытьсанкции, наказания за нарушенияобщепринятых норм поведения.

Чувство вины – механизм, лежащий воснове глубокого внутреннего переживаниянесоответствия поведения собствен­нымпредставлениям о должном, правильном,принимаемом самой личностью.

Важным является также накоплениесобственного опыта, критическаяпереработка содержания культуры. М.Г.Битянова называет следующие механизмыперехода внешнего мира во внутренний:интериоризация целей и ценностей впроцессе самостоятельной деятельности;испытание, связанное с риском; катарсическоепереживание.

Источник: https://studfile.net/preview/3539995/page:17/

Роль коллектива в воспитании личности

Развитие личности ребенка в детских коллективах и группах

Значимость коллективной деятельности была признана задолго до К. Д. Ушинского и А.С Макаренко. Педагоги прошлого старались привить воспитанникам дух товарищества, взаимопомощи. На уровне детского коллектива дети осознают собственное “я”, совместная деятельность группы детей становится источником новых взаимоотношений, влияет на развитие и воспитание самого коллектива и личности.

О беременности
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: